Тайские домики для духов

Один из самых частых вопросов, задаваемых туристами, это вопрос о назначении небольших изящных домиков, которые установлены в Таиланде рядом чуть ли не с каждым домом. К чести наших туристов, никто еще не принимал их за подобие скворечников, только для птиц диковинных, экзотических. Каким-то образом ритуальное назначение этих домиков бывает понятно и без всяких объяснений. Итак, «домик для духов», или «спирит хаус» по-английски, или «пхра пхум тяу тхи» по-тайски. Что же это такое?



Внешне они напоминают миниатюрные макеты тайских храмов или старинных тайских домов. Устанавливаются обычно на одной колонне-подставке, не высоко над землей. В таких домиках по древним тайским верованиям и надлежит обитать духам-покровителям данного участка земли и стоящего на нем дома. Относиться к этому следует вполне серьезно. Возьмем, например, такую ситуацию. Таец(тайка) снимает комнату в большом многоквартирном доме, допустим, на пятом этаже. Домик для духов там не установишь. Внизу по каким-то причинам общего домика для духов на весь многоэтажный дом тоже нет. Это вызывает у жильца чувство беспокойства, душевного дискомфорта. В таких случаях, т.е. при невозможности обустроить жилище для духов из-за конкретных жилищных условий, место их обитания хотя бы символически обозначается. Это может быть просто горшок с землей на балконе, где воткнуты благовонные палочки, поставлены свечи и сделаны разные другие немудреные подношения для умилостивления духов. Регулярная и совершенно искренняя забота тайцев о своих духах-покровителях придает им больше уверенности в их повседневных делах, морально укрепляет. Традиционно тайцы связывают свое благополучие и процветание с поддержкой духов. Духи выполняют и контролирующую поведение людей функцию. Ведь в прошлом сами они были ракшасами(демонами-великанами), исполнявшими повеления богов. Поэтому люди остерегаются совершать в их присутствии какие-либо неблаговидные поступки.



Домики для духов можно считать одной из характерных примет Таиланда, и это несмотря на то, что доминирующей религией страны является буддизм, а вера в духов, строго говоря, буддизму даже противоречит. Противоречит, если смотреть на буддизм как на мировую религию и глубокое философское учение, т.е. не укладывается в рамки буддийского канона. Однако, кроме канона, есть и тайское народное мифотворчество, которое с легкостью связывает духов с самим Буддой. Существует легенда о том, что после прихода в этот мир Будды(а произошло это более 2500 лет назад) духи-покровители земель сразу почувствовали исходящую от него мощнейшую энергетику и признали его превосходство над собой. Поэтому, когда Будда сказал духам, что для проповеди учения ему достаточно пространства, которое можно отмерить тремя шагами, духи радостно согласились. Будде надо так мало! Но они не поняли сразу как широко может шагать Будда. Будда сделал еще только 2 шага, а все их земли уже кончились! Негде им стало обитать, а как следствие, и некому стало делать им подношения. Тогда они взмолились и стали просить Будду разрешить им опять жить на земле. Будда, как и полагается Будде, проявил сострадание и дал такое разрешение. Более того, Будда якобы сказал людям, что отныне и впредь, перед тем как приступить к освоению земли и строительству на ней каких-либо сооружений следует поклониться духам-покровителям и сделать им подношения, если, конечно, люди хотят, чтобы все было хорошо.



Современная практика такова, что домик для духов устанавливается, как правило, сразу после завершения строительства. Благоприятное точное время и место установки выбираются астрологом или каким-либо другим знатоком проведения этой церемонии. Основное требование к месту установки – тень от главной постройки не должна падать на домик, и, наоборот, тень от домика не должна падать на главную постройку. Обычный набор подношений включает в себя цветы, благовонные палочки и свечи.



И еще один важный момент. Часто можно увидеть рядом с большими гостиницами, банками, крупными предприятиями соответственно и более «солидные» ритуальные сооружения с помещенными в них статуями четырехликого Брахмы – творца мира, или слоноголового Ганеши. Это разные индийские боги, представление о которых существовало еще до распространения буддизма, и которые оказались мирно включенными в пантеон тайского буддизма. Функция этих ритуальных сооружений примерно такая же, что и у домиков для духов. Тем не менее, не следует их путать ни с духами, ни с изваяниями самого Будды.

- Вернуться в раздел